Книга Алексея Каптерева "Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир"

Есть одна шутка об английском джентльмене, которого пираты высадили на необитаемый остров, и он построил себе на нем три хижины. Одна из них была его домом, вторая — его клубом, а третья — клубом, который он игнорировал. Звучит смешно, потому что верно.

Статья называлась «Магическая цифра семь плюс-минус два: о некоторых пределах нашей способности обрабатывать информацию». Из материала статьи возникло старое «правило» работы в PowerPoint, которое гласит: семь буллетов на слайд и семь слов за одним буллетом.

Принципы эти — тезис, антитезис и синтез, или, как я их называю для целей моей работы, фокус, контраст и единство.

Когда-то я прочитал книгу Брайана Трейси об ораторском искусстве 1.0 под названием «Говорить, чтобы победить. Как сделать свое выступление сильным в любой ситуации», в которой утверждалось: «Лучшее выступление получается тогда, когда выступление, которое вы запланировали, выступление, которое вы реализовали, и выступление, о котором вы мечтали, являются одним и тем же выступлением».

«Не все ли равно, это же просто слайды». Каждый, кто занимается продажами, знает, что начищенная обувь помогает продавать. Даже не работая в области, где от обуви многое зависит, вы, я полагаю, все равно понимаете, что имеется в виду. Поэтому продавцы начищают свою обувь до блеска.

В 2004 г. Британский совет по дизайну, одно из старейших в мире дизайнерских объединений с 60-летней историей, выпустил доклад о результатах деятельности фирм, включенных в Design Index1, с анализом влияния инвестиций в дизайн на котировку акций компаний. Авторы доклада выделили те компании, которые, подобно easyJet или Reuters, известны своими инвестициями в дизайн. Такие компании авторы назвали дизайн-ориентированными и сравнили их с другими фирмами на рынке. Неудивительно, что первая группа компаний оказалась гораздо более прибыльной для своих инвесторов, причем — далее я цитирую доклад — «не только в рамках нескольких недель или месяцев, но постоянно на протяжении целого десятилетия». При сопоставлении компаний из Design Index и британского индекса FTSE100, в который входит сотня крупнейших компаний страны, эта разница составила все 200%. За последние 10 лет акции Microsoft упали на 27%, тогда как акции Apple выросли на 2880%. Ладно, примем, что компания Apple стартовала с очень низких позиций и не все следует приписывать дизайну, и тем не менее это почти 3000% разницы! Разве не дизайн стоит в основе ее успеха?!

Примечание. В одном широко цитируемом исследовании Вайса и МакГрата 1992 г. доказывается, что через 72 часа люди способны вспомнить всего 10% из того, что услышали, но помнят 20% из того, что увидели, т. е. в два раза больше. И что еще удивительнее: они смогли вспомнить 65% информации, одновременно чтобы создавать презентации, которые информируют, мотивируют и вдохновляют» Клиффа Аткинсона. Они-то мне и объяснили, для чего нужны слайды: слайды — это наглядные пособия, а не шпаргалки. Для меня сразу все резко изменилось.

Затем я открыл для себя две книги: «Презентация в стиле „дзен“: дизайн, разработка, проведение и примеры» Гарра Рейнольдса и «По ту сторону буллет-пойнтов.

Тем, кто интересуется чистым логосом, я рекомендую прекрасную книгу Барбары Минто под названием «Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений».

Классическое римское правило предписывало: docere, movere, delectare, что в переводе с латинского означает «сообщать, побуждать, развлекать», — но лишь потому, что публика всегда требует развлечения. Ораторы были бы рады только информировать и мотивировать, но, к несчастью, такого выбора у них не было. Вот бедные ребята так до сих пор и мучаются.

Каждый, кто изучает, как нужно выступать публично, рано или поздно добирается до «Риторики» Аристотеля. Это не самое увлекательное чтение, поэтому я просто перескажу оттуда одну идею. Аристотель говорил, что есть три модели убеждения: логос, пафос и этос.

Четыре года спустя я прочел книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому»1 и решил зарабатывать себе на жизнь тем, что у меня лучше всего получалось, — презентациями. В следующем году я опубликовал презентацию под названием «Смерть через PowerPoint», которая, к моему полному удивлению, распространилась как вирус.

Теги: booksquotes